Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Бродский - 75

Иосиф Бродский

Венецианские строфы (1)

Сюзанне Зонтаг

I

Мокрая коновязь пристани. Понурая ездовая
машет в сумерках гривой, сопротивляясь сну.
Скрипичные грифы гондол покачиваются, издавая
вразнобой тишину.
Чем доверчивей мавр, тем чернее от слов бумага,
и рука, дотянуться до горлышка коротка,
прижимает к лицу кружева смятого в пальцах Яго
каменного платка.



II

Площадь пустынна, набережные безлюдны.
Больше лиц на стенах кафе, чем в самом кафе:
дева в шальварах наигрывает на лютне
такому же Мустафе.
О, девятнадцатый век! Тоска по востоку! Поза
изгнанника на скале! И, как лейкоцит в крови,
луна в твореньях певцов, сгоравших от туберкулеза,
писавших, что -- от любви.

III

Ночью здесь делать нечего. Ни нежной Дузе, ни арий.
Одинокий каблук выстукивает диабаз.
Под фонарем ваша тень, как дрогнувший карбонарий,
отшатывается от вас
и выдыхает пар. Ночью мы разговариваем
с собственным эхом; оно обдает теплом
мраморный, гулкий, пустой аквариум
с запотевшим стеклом.

IV

За золотой чешуей всплывших в канале окон --
масло в бронзовых рамах, угол рояля, вещь.
Вот что прячут внутри, штору задернув, окунь!
жаброй хлопая, лещ!
От нечаянной встречи под потолком с богиней,
сбросившей все с себя, кружится голова,
и подъезды, чье небо воспалено ангиной
лампочки, произносят "а".

V

Как здесь били хвостом! Как здесь лещами вились!
Как, вертясь, нерестясь, шли косяком в овал
зеркала! В епанче белый глубокий вырез
как волновал!
Как сирокко -- лагуну. Как посреди панели
здесь превращались юбки и панталоны в щи!
Где они все теперь -- эти маски, полишинели,
перевертни, плащи?

VI

Так меркнут люстры в опере; так на убыль
к ночи идут в объеме медузами купола.
Так сужается улица, вьющаяся как угорь,
и площадь -- как камбала.
Так подбирает гребни, выпавшие из женских
взбитых причесок, для дочерей Нерей,
оставляя нетронутым желтый бесплатный жемчуг
уличных фонарей.

VII

Так смолкают оркестры. Город сродни попытке
воздуха удержать ноту от тишины,
и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,
плохо освещены.
Только фальцет звезды меж телеграфных линий --
там, где глубоким сном спит гражданин Перми.
Но вода аплодирует, и набережная -- как иней,
осевший на до-ре-ми.

VIII

И питомец Лоррена, согнув колено,
спихивая, как за борт, буквы в конец строки,
тщится рассудок предохранить от крена
выпитому вопреки.
Тянет раздеться, скинуть суконный панцирь,
рухнуть в кровать, прижаться к живой кости,
как к горячему зеркалу, с чьей амальгамы пальцем
нежность не соскрести.

1982


Могила на Сан Микеле:

SAM_0477.JPG

И вот такая ассоциация с другим гением 20 века:

Ничего, что черна. Ничего, что в ней
ни руки, ни лица, ни его овала.
Чем незримей вещь, тем оно верней,
что она когда-то существовала
на земле, и тем больше она — везде.


DSCN7871.JPG

(П. Пикассо. Тень, 1953. Париж, Музей Пикассо.)

Правда, тут есть "овал", "фигурная дыра", как писал Ю. Лотман.

Но закончим в мажоре:

SAM_6481.JPG

SAM_5687.JPG
Tags: Бродский, Венеция, Италия, Лотман, Париж, Пикассо, Франция, даты, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Бродский” Tag

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад! И об этом стоит вспомнить. Но тогда мы еще не были в Венеции, да и в Риме были очень бегло.

  • Сантандерский сфинкс

    Так мы назвали скалу-мыс недалеко от маяка (Faro del Cabo Mayor): Совершенно ясно видно лицо (человека, зверя, человека-зверя) и лапа, вытянутая…

  • 75 городов (Рим-2018)

    Последние дни в Риме. Сразу отсылаю к оглавлению нашей последней итальянской поездки и буду здесь предельно краток. 24) 27 января 2018 г.…

  • 75 городов (Рим-2014, часть 3)

    Дни 16-й, 17-й и 18-й: Прибегну отчасти к монтажу старых записей. 16) 23.07.2014 Главное событие дня - музеи Ватикана. Видимо, наиболее сильным было…

  • О Бродском

    Вчера было 25 лет со дня смерти. Вспомнил благодаря моему другу petrark. Приведу свой давно написанный отрывок: Как-то слушая в…

  • Про музыку

    Странная цепочка у меня выстроилась сегодня. Моцартовская четырехручная соната F-dur (K. 497) в аутентичном исполнении Б. ван Орта и У. Дютчлер, о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments