Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Русские оперы

"Разве есть хорошие русские оперы? - спросил как-то Р. Штраус Р. Роллана (с оттенком брезгливого недоумения).
Р. Роллан играл Штраусу "Бориса Годунова", которым сам восхищался и пытался этой оперой заинтересовать своего друга. Но Рихард Второй остался равнодушен и не нашел в опере Мусоргского ничего хорошего. Но он также не оценил и "Пеллеаса" Дебюсси. Видимо, эстетика и сам гармонический строй, стиль в целом, этих опер, существенно связанных между собой (по признанию самого Дебюсси), были ему глубоко чужды.
В то же время он восхищался "Фальстафом" Верди (и тут я на его стороне).
Приехав из Испании, я почему-то прослушал подряд и полностью (!) 4 русские оперы: "Бориса" и "Хованщину" Мусоргского, "Жизнь за царя" Глинки и "Чародейку" Чайковского.
Первые три оперы (которые я очень люблю) слушал в "импортных" исполнениях: "Бориса" в записи Ежи Семкова (о которой я тут писал и даже ее выложил), "Хованщину" и оперу Глинки в исполнении Софийской национальной оперы. Я очень ценю эти записи прежде всего из-за отсутствия купюр, а в последнее время у нас только В. Гергиев поставил обе оперы в Петербурге полностью. "Хованщина" записана дирижером Эмилом Чакаровым в редакции Шостаковича (в главных партиях Н. Гяуров, Н. Гюзелев и А. Милчева-Нонова) и со стороны вокала выше гергиевской интерпретации (на мой взгляд, разумеется). "Жизнью за царя" дирижирует Иван Маринов, но тут не очень сильные женские голоса, а Гюзелев в главной партии очень хорош. Иной раз дирижеру не хватает, что называется, moto, немного вяло звучит скорбный терцет в финале (и здесь как раз Гергиев выигрывает). Слова переделанные, так что опера записана как "Иван Сусанин". Но, в противоположность императору Николаю Павловичу, сказавшему как-то по поводу представления оперы Глинки, что "важны слова, музыка не имеет значения", я придерживаюсь, как правило, слушая оперы, перевернутого тезиса самодержца: "важна музыка, слова не имеют значения". Хотя известно, что переделка С. Городецким текста Розена и Жуковского привела к нестыковкам в сюжете.
Что касается "Чародейки", то я слушал ее очень-очень давно, и знаю оперу крайне плохо. Старая (где-то 50-х годов) запись под управлением С. Самосуда. Певцы - Н. Соколова (Кума), В. Борисенко (Княгиня), Г. Нэлепп (Княжич) и М. Киселев (Князь). Здесь всё очень неплохо, а Нэлепп просто прекрасен. Но сама опера (как опера) не произвела на меня сильного впечатления, хотя со стороны чисто симфонической можно отметить много весьма сильных мест (начиная с увертюры). Как симфонист Чайковский остается на высоком уровне даже в этой не самой удачной своей опере.
Tags: Верди, Глинка, Дебюсси, Мусоргский, Пастернак, Р. Роллан, Р. Штраус, Чайковский, Чайковский_опера, Шостакович, дирижеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 1)

    Отправимся в Мадрид. О первом нашем мимолетном заезде, точнее, заскоке, в Мадрид по пути из Севильи в Москву 5 февраля 2011 г. я писал здесь:…

  • 75 городов (Севилья: август 2015 и январь 2020)

    Хочется уже закончить севильскую ретроспективу. И здесь, по мимолетному визиту 11 августа 2015 г. и совсем недавней поездке в начале прошлого года,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 1)

    Отправимся в Мадрид. О первом нашем мимолетном заезде, точнее, заскоке, в Мадрид по пути из Севильи в Москву 5 февраля 2011 г. я писал здесь:…

  • 75 городов (Севилья: август 2015 и январь 2020)

    Хочется уже закончить севильскую ретроспективу. И здесь, по мимолетному визиту 11 августа 2015 г. и совсем недавней поездке в начале прошлого года,…