"О, Рим, Пинчио, возвышающийся как остров среди Кампаньи, пересекаемой водопроводами, ворота дель Пополо, обелиск, церкви кардинала Гостоло по обе стороны Корсо, дворец Венецианской республики, эти темные, узкие улицы, эти дворцы, почерневшие от времени, развалины небольшого храма Минервы и, наконец, Колизей!.. Мне кажется, что я вижу всё это. Я закрываю глаза и мысленно проезжаю по городу, посещаю развалины, вижу...
Я противоположна тем людям, которые говорят: с глаз долой - из сердца вон. Исчезнув с глаз моих, предмет получает двойное значение: я его разбираю, восхищаюсь им, люблю его.
Я много путешествовала, много видала городов, но только два из них привели меня в восторг.
Первый - Баден-Баден, где я провела два лета ребенком; я еще помню эти очаровательные сады. Второй - Рим. Совсем другое впечатление, но более сильное, если только это возможно.
Некоторых людей сначала не любишь, но чувство к ним понемногу усиливается; то же с Римом. Такие привязанности прочны, полны нежности и не лишены страсти.
Я люблю Рим, один только Рим! А собор св. Петра? Собор Св. Петра, когда падает сверху луч солнца и свет и тени ложатся так же правильно, как сама архитектура колонн и алтарей! Луч света, создающий среди этого мраморного храма храм света!..
Закрыв глаза, я переношусь в Рим..."
(Дневник Марии Башкирцевой. - М.: Искусство, 2001. - С. 209.)


(Две церкви: S. Maria dei Miracoli и S. Maria in Montesanto - "церкви кардинала Гастоло".)

(Церковь S. Maria del Popolo.)




(Porto del Popolo.)