Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Pieta

Pieta Микеланджело (в Соборе Св. Петра в Ватикане) исполнена поистине безысходного отчаяния. Сегодня я почувствовал это особенно остро, не знаю даже почему. Это обмякшее, безжизненное мужское тело на руках прекрасной молодой женщины... Ужасно. Никакого просвета.
Раньше, когда я смотрел на фотографии этой скульптуры (не думая даже о том, что я когда-нибудь увижу ее в реале), в голове у меня начинала звучать третья часть бетховенской 29-й сонаты. И сегодня я усомнился в этой скульптурно-музыкальной параллели. Тут скорее подойдет финал Шестой Чайковского.
***
Еще поразила меня сегодня картина Джованни Беллини "Оплакивание Христа", что напротив "Св. Иеронима" Леонардо. Взор Христа:

..............Туманный взор
Изображает смерть - не муку.

http://muzei-mira.com/kartini_italia/1025-oplakivanie-hrista-dzhovanni-bellini.html
***
Совершенно по-другому воспринял я сегодня "Преображение" Рафаэля. Какая трагическая сила исходит от группы в правом нижнем углу картины!

http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/preobrazhenie.php

Нет, вопреки тому, что написал И. Бэлза в предисловии к книге Эррио о Бетховене, "ясный взор урбинского мастера" погружался в пучины человеческой скорби.
(И. Бэлза в указанном предисловии, заметив, что сравнение Бетховена с Микеланджело вполне правомерно, написал: "Вряд ли Эррио в конце жизни сравнил бы Рафаэля с Моцартом, заглянувшим в пучины человеческой скорби, куда ни разу не погружался ясный взор урбинского мастера").
И еще: я подумал, что это полотно Рафаэля могло оказать влияние на А.Иванова, когда он писал "Явление Христа народу". Некоторые детали красноречиво свидетельствуют об этом. Но, скорее всего, это давно известно искусствоведам.
Tags: А. Иванов, Бетховен, Бетховен_фортепиано, Ватикан, Италия, Микеланджело, Моцарт, Рафаэль, Рим, Чайковский, Эррио, живопись, путешествия
Subscribe

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • Шостакович - Симфония №15 A-dur op. 141 (К. Зандерлинг, Берлин, 1979)

    Сейчас финал в этом исполнении не показался таким уж затянутым, как в первый раз при прослушивании этой записи, прекрасной во многих отношениях. Но…

  • Два вида глупости

    "Человек по природе своей склонен более к осуждению, нежели к похвале (говорит Макиавелль, сей великий знаток природы человеческой). Глупость…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments