Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Париж: о музыкальных впечатлениях

Надоело фотки выкладывать (что, если честно, довольно муторно даже при относительно быстром интернете).
Расскажу коротко о музыкальных впечатлениях нашей последней парижской поездки.

10 июня в Notre Dame был совершенно замечательный концерт духовной музыки XII - XIII веков (оригинальное название концерта: Chant gregorien et Musique medievale).
Исполнял Вокальный ансамбль Notre Dame de Paris под руководством Сильвена Дьедонне (Sylvain Dieudonne). Ансамбль включает 6 вокалистов и 4 инструменталистов, причем единственный вокалист мужского пола Рафаэль Ма (контратенор) играл и на ударных инструментах. Аутентичные инструменты были: корнет (cornet a bouquin), готическая арфа, флейты, средневековый прототип скрипки (vieles medievales a archet), разные ударные.
Концерт был весьма продолжительным, состоящим из 17 номеров. Среди авторов: Adam de Saint-Victor (ум. ок. 1146), Philippe le Chacelier (1165 - 1236), Perotin (ум. 1238?), Gautier de Coincy (1177 - 1236), Alphonse X, Le Sage (Мудрый, 1221 - 1284). Последний был представлен большим сочинением Muito a santa Maria.
Кроме этого, было множество сочинений анонимных авторов. Пели на латыни, испанском и старофранцузском.
Я не могу ничего тут комментировать в плане собственно музыки, так как я, можно сказать, в первый раз слушаю музыку, написанную раньше XIV века, но впечатление было очень сильным. Самое начало концерта было необычно: они постепенно приближались к алтарю от главного входа, исполняя первый номер, григорианский гимн XIII века "Ave, maris stella", под тихие удары маленького колокола, который держал руководитель ансамбля.

12 июня, сразу после Реймса, мы пошли на концерт в церковь St. Eustache, где хор "На Сене" (Choerus sur Seine), филармонический оркестр CRE Ratp (не знаю, что сие означает, простите), солисты, под управлением Филиппа Барбе-Лаллия (Philippe Barbey-Lallia) давали моцартовскую программу: мотет "Exultate, Jubilate" K. 165 и Большую мессу c-moll, K. 427 (законченные фрагменты).
Тут впечатление было менее благоприятным. Солисты вообще никакие (не буду их и называть), если не сказать, что отрицательные величины. Оркестр и хор сами по себе неплохие, но что-то либо с акустикой, либо с неправильным расположением хора (как в концертном зале; а ведь в церквах, во время реальной службы, хор располагался как-то иначе?), но линии контрапункта расплывались безбожно, и фуги звучали не так четко, как хотелось бы. Но всё равно, месса производит очень сильное впечатление, особенно Kyrie, что-то уникальное даже у самого Моцарта. Я не анализировал специально, но на слух возникает впечатление необычного гармонического строя. В виде бонуса они перед Мессой спели Ave Verum и, как нам показалось, хуже детей в Реймсе (см. мой первый реймсский пост).
Почти весь концерт за дверьми храма бомж играл на гармошке, что в паузах или в тихие моменты звучало, ясное дело, не очень в стиле концерта. Слышно было, правда, слабо, но всё же...

И совершенно случайно, в субботу, 14 июня, получилось так: когда мы захотели напоследок пройти любимым маршрутом от St. Germain-des-Pres через St. Sulpice и Люксембургский сад к Пантеону и Сите, в церкви St. Germain-des-Pres 4 молодых певца (одна девушка и три молодых человека) под руководством дирижера Иэна Зимкока (? - Iain Simcock) очень недурно пропели мессу Жоскена де Пре Missa Pange Lingua. Жоскен - один из тех древних авторов, которого я "почти люблю".

Вот так. Прошу прощения за невыписывание французской диакритики - лень.
Tags: g+, Андалусия, Жоскен, Испания, Моцарт, Моцарт_мессы, Париж, Реймс, Франция, испанский язык, путешествия, старинная музыка
Subscribe

  • Горе от ума (старая запись)

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Горе от ума (старая запись)

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…