Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Лувр и Орсэ

Рассказ о Реймсе будет продолжен, а теперь немного о музейных впечатлениях последней нашей парижской поездки.
Начну с главных музеев - Лувра и Орсэ.
Наконец-то в Лувр вернулся рафаэлевский портрет Бальтазара Кастильоне:

SAM_5409.JPG

Смотришь и диву даешься: он живой, хочется вспомнить эпиграф (снятый в окончательной редакции) к рассказу По "Овальный портрет": "Egli e vivo e parlerebbe se non osservase la regola de silenzio" ("Он жив и заговорил бы, если бы не соблюдал обета молчания"). Мастерство этого художника всегда казалось мне сверхъестественным и недоступным простому смертному.
"Мону Лизу" несколько приспустили, она теперь как бы ближе к глазам стала. Но я едва не расхохотался в голос при виде многочисленных выпростанных вверх рук с фотоаппаратами вокруг главной луврской картины. А она, эта странная дама, язвительно хохочет над толпой всех окруживших ее дураков (и надо мной в их числе, хоть я и не думал ее фотографировать). Правда, когда смотришь на нее справа, то кажется, что к смеху примешивается глубокая печаль.
А "Святая Анна", как ни удивительно, телефонной камерой запечатлелась лучше, чем обычным фотоаппаратом (телефон у меня старый, слабенький в смысле пикселей):

Image(2193).jpg

(Прошу прощения за срезанный верх рамы.)
И вот что интересно: на чем находится вся эта группа? То ли это природная скала, то ли какие-то руины, т.е. нечто рукотворное?

В Лувр вернулась "Свобода на баррикадах" Делякруа, о чем я здесь уже писал.
Моя жена обратила внимание на поразительное сходство фигуры Свободы с античной статуей Артемиды, Дианы Охотницы (т.н. "Луврской Дианы"). Действительно, судите сами:

SAM_5411.JPG
SAM_5483.JPG

Еще несколько фотографий этой поистине страшной картины (репродукции не дают никакого впечатления о ее демонической мощи):

SAM_5412.JPG
SAM_5413.JPG
SAM_5414.JPG
SAM_5415.JPG
SAM_5416.JPG

И мой любимейший автопортрет Делякруа (рядом с гениальным портретом Шопена) тоже оказался на месте, чему я был несказанно рад, тем более, что имел наглость взять его сюда в качестве аватарки по умолчанию.
Я нашел еще один эскиз к "Плоту Медузы" Жерико. К сожалению, я его не сфотографировал, так как по ошибке отождествил его с другим, о котором тут уже рассказывал.
Но на этом, новом для меня, эскизе море вообще спокойно, а проплывающий мимо корабль виден очень хорошо. Сравнивая эскизы и окончательный вариант, видишь, как художник постепенно усиливал трагическую безысходность сюжета. На самой огромной картине гибель всех неминуема.

Но некоторые экспозиции временно оскудели. Так исчезли лучшие работы Рембрандта: "Вирсавия" и поздний автопортрет, с которым в прошлом году я так душевно побеседовал.
Древнегреческие статуи тоже как-то поредели, многие пьедесталы пусты. Но Венера Милосская на месте, а также гораздо более древняя Афродита Праксителя (на которую большинство просвещенной публики, щелкающей аппаратами у Венеры и создающей фотошедевры типа "Венера и Я", не обращают никакого внимания).
И самое печальное: ремонтируется Ника Самофракийская, без которой совсем осиротела одна из главных лестниц Лувра.
О Фрагонаре, как одном из предвестников французского импрессионизма, я написал на ФБ.

Ну вот, покажу в заключение портрет маркизы Помпадур работы Мориса Квентина де ля Тура (1704-1788). Портрет писан пастелью и находится в небольшом затемненном зале, но получился у меня на фото не так уж и плохо:

SAM_5438.JPG

Тут у меня в ушах зазвучала ария Графини из "Пиковой дамы" Чайковского, и я, как говорится, лишний раз понял для себя, что это величайшая русская опера, что бы ни разводили на бобах музыкальные невежды и околомузыкальные снобы.

Коротко об Орсэ. Фотографий никаких не будет, так как фотосъемка в этом музее строго запрещена.
Во-первых, информация для тех, кто собирается в Париж в ближайшее время. В Орсэ до 6 июля проходит выставка Ван Гога (из различных музеев и частных коллекций всего мира). Выставка прекрасна, она совмещена с небольшой экспозицией работ французского художника первой половины 20 века Антонина Арто (Artaud) под названием "Le suicide de la societe".
Основная экспозиция пребывает в полном блеске, многие картины Э. Мане, которые прошлым летом были недоступны ("Олимпия", "Флейтист", "Лола", "Портрет Золя", "Балкон") находятся на месте. Рядом с "Олимпией" сейчас временно висит необычная картина Ренуара из музея Крёллер-Мюллер "Клоун-скрипач". Потрясшие меня зимой прошлого года "Жнецы" Ван Гога вернулись на свое место в постоянной экспозиции (прошлым летом их не было). В Галерее импрессионистов появилась большая картина К. Моне "Завтрак на траве". Ну и вообще, как я уже многажды тут говорил, я просто цепенею, когда вхожу в эти залы, цепенею от восторга. Бросаю вызов всем, кто не понимает и не ценит этого удивительного искусства.

И, наконец, об очередях. Очереди в Лувр и в Орсэ длинные, но идут быстро. Будь такая очередь у нашего музея или у Эрмитажа, достояться до дела было бы, мягко говоря, весьма проблематично. Можно купить, впрочем, парижскую музейную карту (54 евро на 4 дня и 72 - на 6) и проходить без очереди. Прошлогодний опыт показал, что такая карта себя оправдывает с лихвой, если вы много времени уделяете именно музеям. В этот раз мы ее не покупали. Кстати, в Лувр лучше заходить не с улицы (через Пирамиду), а из метро, со станций Palais Royal - Musee du Louvre 4-й и 7-й линий.
И еще об очередях. В субботу мы захотели пойти на выставку "Париж-1900", развернутую в Малом дворце на Елисейских полях. Вход бесплатный. Подойдя ко Дворцу, мы увидели очередь, которая по меркам Лувра и Орсэ, была весьма короткой. Но скоро выяснилось, что тут действует истинно советская система впуска в райские кущи. Вертухай, похожий на д'Артаньяна, пропускал по пять человек примерно раз в 15-20 минут. Но по очереди сновал мужик из секьюрити и предлагал (за определенную мзду) провести вас без очереди. Некоторые раскалывались, некоторые посылали его в бесконечно удаленную точку ( мы в том числе). Посчитав, мы поняли, что нам тут не светит, забили на это дело (как говорят мои студенты) и через Мост Сан Саныча пошли обедать в столовую (точнее, кафе самообслуживания) при Доме инвалидов, где приличный обед можно иметь по цене, как минимум вдвое меньшей, чем в ресторанах (но всё равно, по 15-20 евриков на нос приходится выложить).
Tags: facebook, g+, Ван Гог, Леонардо, Лувр, Орсэ, Париж, Рафаэль, Чайковский, Эдгар По, живопись, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments