Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

  • Mood:

Моцарт – Клавирный концерт №19 F-dur, K. 459

Этот концерт почти лишен контрастов, что никак нельзя назвать недостатком. Рай для слуха! И это некая чисто инструментальная опера, лирическая буффа. Ближе всего к «Свадьбе Фигаро». Главная тема первой части похожа на тему первого дуэта Сюзанны и Фигаро (в музыке - восхитительный "синтез грации и достоинства», как кто-то выразился о Гёте). Связь второй части с арией Сюзанны “Deh vieni, non tardar” отмечена еще Альфредом Эйнштейном. Но таинственные имитации тут в еще большей степени, чем в опере, заставляет вспомнить шекспировского Просперо:

Ye elves of hills, brooks, standing lakes, and groves...

Финал – один из самых блистательных в моцартовских клавирных концертах. И тоже – финал оперы-буффа (или можно вспомнить дуэттино Сюзанны и Керубино «Aprite presto, aprite» из второго действия). Как верно заметил тот же Эйнштейн, «контрапункт использован тут для создания бурлески».
Одно драматическое обострение в концерте всё же есть: начало разработки первой части, что, между прочим, являет собой крайне лаконичное предвосхищение бурной середины Романса следующего 20-го, d-moll’ного, концерта.
Слушал в трех исполнениях (вчера и сегодня):
1) Р. Серкин, дир. К. Аббадо, Лондонский симф. орк.
2) М. Перайя (солист и дирижер), Английский камерный орк.
3) М. Поллини, дир. К. Бём, Венский филармонический орк.
Откровенно говоря, не знаю, какому из них отдать предпочтение. Самое начало, и первая часть вообще, ярче всего у Перайи, но в целом, пожалуй, самой совершенной могу назвать интерпретацию Поллини и Бёма. Серкин и Аббадо вчера как-то не вполне меня удовлетворили, но скорее всего это связано с моей вчерашней рабочей усталостью.
Хочу отдельно поблагодарить моего друга mendelbookinist'а, который "завел" меня своей записью о 18-м концерте на моцартовские клавирные концерты. Я их достаточно давно не переслушивал, увлекшись не на шутку ранним Моцартом.
Tags: blogspot, Альфред Эйнштейн, Гете, Моцарт, Моцарт_"Свадьба Фигаро", Моцарт_опера, Моцарт_фортепианный концерт, Шекспир, аутентизм, пианисты
Subscribe

  • "Еще в полях белеет снег..."

    Снято в конце марта, когда еще солнышко светило. Сейчас снег уже сереет, а не белеет. Шел вчера в серый день по Бауманской улице и дивился…

  • Контраст

    О люди ! Жалкий род, достойный слёз и смеха. Жрецы минутного, поклонники успеха ! Но, может быть, точнее тут байроновское Unworthy…

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 5)

    Надо заканчивать венецианскую ретроспективу. Оставшиеся 4 дня хочу уложить в один пост. О них много и подробно написано раньше. Так что финальчик…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Еще в полях белеет снег..."

    Снято в конце марта, когда еще солнышко светило. Сейчас снег уже сереет, а не белеет. Шел вчера в серый день по Бауманской улице и дивился…

  • Контраст

    О люди ! Жалкий род, достойный слёз и смеха. Жрецы минутного, поклонники успеха ! Но, может быть, точнее тут байроновское Unworthy…

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 5)

    Надо заканчивать венецианскую ретроспективу. Оставшиеся 4 дня хочу уложить в один пост. О них много и подробно написано раньше. Так что финальчик…