Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Седьмая симфония Брукнера (С. Челибидаке)

Как-то вдруг особенно отчетливо ощутил этот парадокс «медленного быстрого». Ведь первое Allegro движется, казалось бы, очень неторопливо, но в то же время мы чувствуем, что скорость очень высока – так при полете на космическом корабле (или даже на самолете) окружающие предметы (небесные светила, облака, пейзаж внизу) проплывают мимо нас очень медленно, хоть мы и летим со страшной быстротой. Изобретенное Бетховеном медленное Allegro получило развитие у Шуберта, а кульминации достигает, наверное, у Брукнера.
Какое чудо при возвращении к репризе (1-й части) наложение основного вида главной темы на ее обращение (в верхних голосах). Жаль, нет партитуры; может, я и вру. Вообще, этому исполнению присуща необыкновенная прозрачность полифонии.

И вот еще что. Один мой друг-музыкант утверждает, что главные медиумы трансцендентного в музыке: Бах, Моцарт, Шуберт и Брукнер. Преемственность этих мастеров очевидна (Моцарта как нового Баха приветствовал кантор церкви Св. Фомы И. Долес, а нитка Моцарт – Шуберт – Брукнер вполне отчетливо просматривается ).
Им свойственная некая метафизическая пассивность, они не «стремятся», а пропускают через себя некий свет. Это встреча медиума фаворского Света с человеком стремящимся (избывающим себя конечным) описана Пушкиным:

Духовный труженик, влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу…

Юноша всегда казался мне сошедшим с венского полотна Джорджоне «Три философа». Он и есть там прямой восприемник Света, и чем дальше к старости, тем дальше от света. Уход в тьму – уход в лес – уход в смерть (как в последних кадрах «Зеркала» Тарковского).
Пушкинский странник бежит к свету, старец-философ у Джорджоне отвернулся от света. Интересен, кстати, это последовательный отворот у трех голов. Юность – это свет, и «нет ничего более порочного, чем старость».

Руками той самой четверки музыкантов словно кто-то писал, некто высший их. Это особенно ярко проявляется как раз у Моцарта (хоть мы и знаем, какой он был труженик и какую веригу влачил). «Ну разве же можно сказать, что Моцарт скомпоновал своего «Дон-Жуана». Композиция! Словно, это пирожное, или печенье, замешанное из яиц, муки сахара. В духовном творении детали и целое слиты воедино, принизаны дыханием единой жизни, и тот, кто его создавал, никаких опытов не производил, ничего произвольно не раздроблял и не склеивал, но, покорный демонической власти своего гения, все делал согласно его велениям» (Гете – Эккерману, 31 марта 1831 г.). Я думаю, что Гете слово «демонический» употребил в древнегреческом духе, не отождествляя его с «дьявольским». Демоническое и есть божественное. В другом месте он в том же духе высказался о гении: «Ибо гений есть та продуктивная сила, что дает возникнуть деяниям, которым нет нужды таиться от бога и природы, а следовательно, они не бесследны и долговечны. Таковы все творения Моцарта. В них заложена животворящая сила, она переходит из поколения в поколение, и ее никак нельзя ни исчерпать, ни изничтожить» (там же, 11 марта 1828 г.). Собственно, эта и есть та духовная форма, которую Пушкин назвал «памятником нерукотворным».

Их тип – движение «Оттуда – сюда», тогда как для человека стремящегося (каких куда больше) – движение «отсюда – Туда» (попытка выпрыгнуть из экзистенциальной щели Времени, из Dasein): “et ignotas animum dimittit in artes”.

Они пропускают через себя «некий свет» («я вижу некий свет»), «моцарто-шубертовский» метафизический мажор, тот Свет, который Э. Денисов считал утраченным в музыке 20 века, и который он сам стремился найти. И это ему удалось: в Реквиеме и, особенно, в Большой Симфонии.
Tags: 20 век, Брукнер, Гете, Денисов, Моцарт, Пушкин, Хайдеггер, Шуберт, живопись, литература, философия
Subscribe

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 11)

    10) 4 февраля (окончание) После музея Lazaro Galdiano мы решили пойти на выставку Кандинского в мадридской мэрии. (фотографии от 31 января)…

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 9)

    10) 4 февраля (продолжение) Продолжим экскурсию по музею Lazaro Galdiano. Посмотрим теперь великих испанцев. Эль Греко 1. Христос и Мария Магдалина…

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 8)

    Описание десятого мадридского дня тоже будет многочастным. 10) 4 февраля 2016 г. И первым делом мы отправимся в музей Lazaro Galdiano, в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 11)

    10) 4 февраля (окончание) После музея Lazaro Galdiano мы решили пойти на выставку Кандинского в мадридской мэрии. (фотографии от 31 января)…

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 9)

    10) 4 февраля (продолжение) Продолжим экскурсию по музею Lazaro Galdiano. Посмотрим теперь великих испанцев. Эль Греко 1. Христос и Мария Магдалина…

  • 75 городов (Мадрид, зима 2016; часть 8)

    Описание десятого мадридского дня тоже будет многочастным. 10) 4 февраля 2016 г. И первым делом мы отправимся в музей Lazaro Galdiano, в котором…