Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Mood:

Моцарт - Струнное трио (дивертисмент) Es, K. 563 (Trio Zimmerman)

Нет лучшего способа отметить День Моцарта, как прослушать это беспрецедентное сочинение, уникальное даже для Моцарта. Я уже тут несколько раз о нем писал (посмотреть можно по метке "Моцарт_струнное трио").
Может быть, это странное сопоставление, но трио Моцарта вызывает у меня такой же мистический трепет, как 14-й квартет Бетховена (op. 131, cis-moll). "Ранящая мистика" - это гениальное прустовское определение поздних квартетов Бетховена приложимо и здесь, только у Моцарта мистика словно ступает крылатыми стопами:

Здесь был священный лес. Божественный гонец
Ногой крылатою касался сих прогалин.


Здесь царит Дух Легкости, как его понимал томас-манновский Гете*, мистическая бездна укрыта за улыбками леонардовских святых (прежде всего это относится к первой части, смысл которой, впрочем, ускользает от любых словесных определений - "ускользающая красота"!); это разреженная "гельдерлиновская" атмосфера:

Безучастно младенчески
___________Дыханье сна небесного.
_____________________Чисто покоясь
__________________________В застенчивых почках,
_____________________________________вечно цветет
___________________________________________Ваша душа.
_________________________________________________Блаженный ветер
_______________________________________________________В тишь устремлен
_____________________________________________________________К ясности вечной.

(Лесенка неказистая вышла, но не знаю, как тут ее еще сделать.)

А вторая часть - это, как любил говорить Чичерин, "космическая скорбь". Перед возвращением в репризу цепочка коротких соло, поддержанных легкими аккордами - вопрошания, остающиеся без ответа и без утешения.

В книге П. Луцкера и И. Сусидко написано:
"... весь Дивертисмент в целом построен на контрасте частей "простых" (оба менуэта, финал и вариации) и "сложных" - начального Allegro и Adagio".**

Но "простота" тут действительно условна и относительна. Как раз сегодня я особенно ясно почувствовал, что в вариациях (4 часть) "простое" и "сложное" сплетены в узел.
В финале же перед нами вдруг является очаровательная Деспинетта, которая, если внимательно слушать оперу, тоже совсем не проста (взять хотя бы неожиданные "всплески" в ее партии в духе seria).
Запись (2010 г.), по-моему, очень хороша (Frank Peter Zimmerman - скрипка, Antoine Tamestit - альт, Christian Poltera - виолончель), и знакомством с нею я обязан своему другу mendelbookinist, за что сердечно его благодарю.

__________________
* "Легкость, легкость!.. Высшее и последнее воздействие искусства - обаяние... Глубокомыслие должно улыбаться, чуть вкрапленное, открывающееся лишь посвященному, - таково требование эзотерики искусства... наидерзновенное оно преподносит в чопорнейшей форме, труднейшее - растворенным в легкой шутке..."
(Т. Манн. Лотта в Веймаре, седьмая глава)
** С. 450.
Tags: blogspot, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Волошин, Гельдерлин, Леонардо, Луцкер_и_Сусидко, Моцарт, Моцарт_"Cosi fan tutte", Моцарт_опера, Моцарт_струнное трио, Пруст, Т. Манн, Чичерин, друзья, живопись, моцартофобия
Subscribe

  • Великий Новгород. Музей изобразительных искусств

    Этот музей расположен в здании бывшего Дворянского собрания на Софийской площади (то есть в двух шагах от Кремля): (Панорама площади с…

  • Венеция - 7 лет назад

    Похоже, что ЖЖ стал навязывать новый редактор.

  • Р. Щедрин

    Прочитал (отчасти перечитал) мемуары М. Плисецкой («Я, Майя Плисецкая»). Там есть глава, посвященная Родиону Щедрину («Хочу справедливости»). Мне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments