Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Music:

Сорок лет

Сорок лет...
Нас соединили квартеты Моцарта, так что в моей жизни слова "Моцарт" и "Судьба" - почти синонимы.
***
Надо заметить, что в ту пору (в 70-е годы прошлого века) монографические квартетные вечера, посвященные исключительно Моцарту, были большой редкостью. На моей памяти это был вообще первый такой вечер: квартет им. Бетховена (еще с участием С.П. Ширинского) играл моцартовские квартеты d-moll (K. 421), C-dur (K. 465) и B-dur (K. 589). Попасть было едва ли не труднее, чем на премьеру 14 квартета Шостаковича 18 ноября, т.е. через три недели. На 14 квартет вообще было попасть легко, и билеты на концерт продавали тут же, в Малом зале, когда был моцартовский вечер. А на него билетов не было, но счастливый случай помог нам пройти.
Позже, в сезоне 1975-76 гг. бетховенцы (уже с новым виолончелистом Е. Альтманом) дали 4 монографических вечера, посвященные Моцарту (2 ноября), Бетховену (29 ноября), Шуберту (29 февраля) и Шостаковичу (3 января). У меня и программки сохранились. Гайдновского вечера не было, и его Ре мажорный квартет из соч. 76 играли на открытии сезона 14 сентября, где был исполнен 15 квартет Шостаковича.

После бетховенского вечера 29 ноября 1975 г. я записал в дневнике:

Вчера в Малом зале - квартеты Бетховена: №3 (D-dur), №11 (f-moll) и №14 (cis-moll).
Бетховен - король Лир? Почему бы нет: ведь говорил же Т. Манн о Ницше, что это Гамлет. Я думал о короле Лире, когда слушал f-moll'ный квартет:

Сражается один
С неистовой стихией


"Contending with the fretful elements..."

Странно, что я тогда ничего не написал cis-moll'ном квартете, хотя, помню, впечатление было сильнейшим, как и всегда, несмотря на то, что тогда я уже очень любил все поздние квартеты, слушал их и в зале, и на пластинках. Это было - квартет до диез минор - что-то совершенно мистическое, было в зале ощущение литургии, присутствия потусторонней силы.
По сию пору считаю этот квартет абсолютной вершиной жанра. Вообще, не только у Бетховена.
А после шубертовского вечера, после особенно Соль мажорного квартета (№15, соч. 161) я впервые подумал о связи между музыкой Шуберта и философией Спинозы. "Звучащая философия Спинозы", думал я тогда.
***
Сорок лет... Бог мой... Наши мальчики уже разменяли 4-й десяток, а внук - вполне серьезный молодой человек пяти лет.
Tags: 28 октября, notes, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Гайдн, Гайдн_квартеты, Моцарт, Моцарт_струнный квартет, Ницше, Спиноза, Т. Манн, Шекспир, Шостакович, Шостакович_квартеты, Шуберт, даты, мемории, семья, философия
Subscribe

  • Контраст

    О люди ! Жалкий род, достойный слёз и смеха. Жрецы минутного, поклонники успеха ! Но, может быть, точнее тут байроновское Unworthy…

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Контраст

    О люди ! Жалкий род, достойный слёз и смеха. Жрецы минутного, поклонники успеха ! Но, может быть, точнее тут байроновское Unworthy…

  • В этот день 11 лет назад

    Этот пост был опубликован 11 лет назад!

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…