Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Шостакович - 107

В этой беспрецедентно склизлой московской осени, в этом безрадостном московском марафоне (точнее, в беге на месте или барахтанье в болоте) я едва не забыл о Дне Шостаковича. Не знаю, удастся ли что-нибудь послушать в ближайшие три дня при моем рабочем графике.
Один мой молодой друг высказал в своем блоге мысль, что самая "символическая" и самая великая симфония Шостаковича - Четвертая, и удивительно, что ее написал человек, которому не исполнилось и тридцати.
(Это не более удивительно, чем то, что 28-летний Чехов написал "Скучную историю", поразительную по глубине проникновения в психологию старости, как заметил Т. Манн.)
Я написал там в комментарии, что Четвертая - как раз сочинение очень молодого человека, но отчаянно гениального. А вот последняя, Пятнадцатая, да, сочинение столетнего (хотя автор не дожил и до 69). Я думаю, что именно эта симфония есть самая значительная и самая загадочная. В сущности, малодоступная, хотя иным кажущаяся какой-то "легенькой". В ней Шостакович приблизился к моцартовской эзотерической эстетике.
UPD(22.12 МСК)
Прослушал всё же Вторую сонату (Б. Петрушанский) и Девятую симфонию (К. Кондрашин, СОМГФ).
Соната не произвела впечатления, показалась весьма занудной. Может быть, дело в пианисте, а может, во мне.
Девятая же симфония великолепна, одна из моих любимых и лучших у него. Кстати, один из отдаленных прообразов 15-й. Если очень схематично, 15-ю можно считать неким причудливым синтезом 9-й и 10-й. Гиньольный финал Девятой заставил меня вспомнить:

А вокруг него сброд тонкошеих вождей
etc.
Tags: ДДШ_15-я, Мандельштам, Моцарт, Прокофьев, Т. Манн, Чехов, Чичерин, Шостакович, Шостакович_симфонии, Шостакович_фортепиано
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments