Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:
  • Mood:

Венеция и Бетховен

Проснулся рано (хотя лег во втором часу ночи), а накануне мой друг Руслан выложил фотографии Венеции, где он недавно побывал. Вспомнил я тогда, как три года назад уплывали мы от набережной Сан Марко после последнего визита в город, лил дождь, было очень грустно, и зазвучала в моей голове "Героическая", то место медленной вариации финала, которое я с легкой руки С.Э. Павчинского называю "эпизодом отплытия".*
Конечно, надо было прослушать симфонию.
Поставил запись Р. Шайи (Гевандхаус, записи 7-9 гг.). Хотя комплект был куплен еще весной, Третью я до сих пор в этой интерпретации не слушал. Поначалу меня удивил хронометраж - 42 минуты. Караян, даже без повтора экспозиции в первой части, играет более 50 мин.
Да, темпы очень высокие. Первая часть несется со скоростью евростара. Даже Похоронный марш исполнен существенно быстрее, чем принято (и чем я привык). Но в целом впечатление остается очень хорошее. Насколько я могу судить при всей своей тугоухости, всё прослушивается отчетливо (я, впрочем, по партитуре не следил). И экспозиция в первой части повторена, повторена реально, а не жульнически приклеено повторение при монтаже, как это происходит в видеозаписи Л. Бернстайна из Вены. Интересно, какие темпы были приняты во времена Бетховена? Может быть, те гораздо более медленные темпы, которые обычно мы слышим (например, у всех великих "стариков") являются результатом романтической аберрации?
Надо будет Хогвуда переслушать. Сейчас уже не помню своего впечатления от его записи.

SAM_0737
_________________________
*"На фоне медленно колышущихся секстолей шестнадцатыми возникает мелодия, полная выразительных задержаний, представляющих новую краску и в данной вариации, и во всем цикле. Особо отметим выразительность, свежесть и новизну задержания к ноне. Создается образ и неторопливо устремленный куда-то, и сладостно-выжидательный в то же время. Как будто с медленно отплывающего корабля, отправляющегося на поиски далеких, неведомых стран, бросаешь последние взгляды на удаляющуюся землю".
(С.Э. Павчинский. Некоторые новаторские черты стиля Бетховена. - М.: Музыка, 1967. - С. 27.)
Tags: Бетховен, Бетховен_симфонии, Венеция, Италия, Караян, Павчинский, Хогвуд, дирижеры, путешествия
Subscribe

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…

  • Моцарт - "Cosi fan tutte" (Ч. Маккеррас, Эдинбург, 1993)

    Уважаемые коллеги! Буду очень признателен тому, кто выложит запись оперы Моцарта "Cosi fan tutte" под управлением сэра Чарльза Маккерраса. Запись с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…

  • Моцарт - "Cosi fan tutte" (Ч. Маккеррас, Эдинбург, 1993)

    Уважаемые коллеги! Буду очень признателен тому, кто выложит запись оперы Моцарта "Cosi fan tutte" под управлением сэра Чарльза Маккерраса. Запись с…