Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Петербург, 16 августа 2013

Сегодня над Петербургом, можно сказать, итальянское небо.





Мы пошли в Эрмитаж.



Нас стращали большими очередями, и, действительно, вчера, в проливной дождь, была большая очередь. Тут такая система: во дворе стоят четыре терминала, в которых можно купить билет за 400 руб. и пройти без очереди (можно, конечно, купить билет по сети и, обменяв его на реальный билет, тоже пройти без очереди). Но простояв очередь в кассу, можно, нам, гражданам РФ, купить билет (полный) за 250 руб. Есть льготные категории, пенсионеры, в частности, которые проходят по бесплатному билету.
Я, подходя к Зимнему дворцу, ожидал даже, что на вход во двор будет очередь (как иногда бывало раньше). Но, to our great surprise and joy, очереди вообще не было. Ну, в кассы только, внутри. И мы прошли на халя бесплатно как глубокие стар пенсионеры РФ.

Да, это великий музей. Могу теперь это сказать, кое-что повидав за 7 лет, располагая совсем другим контекстом, чем 7 лет назад.
Собственно, именно с посещения Эрмитажа в 18 лет, в июне 1969 г., начался мой интерес к художественным музеям, к живописи, прежде всего. В детстве я ненавидел эти музеи. Меня иногда брала с собой мама, и я безумно страдал во время этих визитов, не знал, куда себя девать, и тащил маму поскорее вон.
Но вот пошли мы тогда, в 1969 г., в Эрмитаж, куда ж деваться, если уж приехали в Ленинград (город тогда назывался Ленинград, "as I hear many men say"). И вот - я увидел фреску фра Беато. Это был удар грома, редко я испытывал такое потрясение от искусства вообще. И всё, я страстно полюбил художественные музеи, стал - сам уже - собирать книги и альбомы.

Мы прошли по Лоджиям Рафаэля, и я подумал, что, в сущности, по этой мастерски выполненной копии, простой смертный только и может судить об оригинале, который по умолчанию не доступен (или доступен только по особому приглашению, может быть, я не знаю). В "Святом семействе" Рафаэля я, помимо уже давно обнаруженного столкновения реалистического портрета (Иосиф) и мифологической картины (Мадонна с младенцем), нашел еще и, в продолжение сказанного, сшибку скорбного всезнания (Иосиф) и блаженного неведения (Мадонна с младенцем). Это одна из самых изумительных картин из всех, что я видел.
Наконец-то вернулось после реставрации "Благовещенье" Чимы да Конельяно. Я его очень давно не видел. По крайней мере, ни в 2003, ни в 2005 и 2006 годах его не было.
В 2006 г. как раз мы наткнулись на временное оскудение экспозиции. Не было, в частности, гениального "Автопортрета" Ван Дейка и многих других картин фламандских художников. Нам тогда объясняли, что они гастролируют.
Но сегодня я был рад найти коллекцию музея в полном блеске, даже английская живопись открыта. Мои любимые рубенсовские "Возчики камней" висят на своем месте! Только "Монах" (с воспаленными глазами), находившийся напротив "Камеристки", куда-то исчез.
В Гербовом зале развернута прекрасная выставка "От Гверчино до Караваджо". С большой радостью я увидел там "Иоанна Крестителя", виденного в мае в палаццо Корсини в Риме. К сожалению, слайд, который я нашел в сети, сильно высветлен, и вся загадочность картины пропадает. Замечателен и "Св. Иероним" из римской Галереи Боргезе. Тоже, увы, сильно высветлено. Натуралистическое полотно "Зубодеры" из флорентийской Галереи Палатина (Питти) отлично мне запомнилось после майского посещения, хотя я просто ужасно плохо запоминаю картины. Висит, разумеется, и наш эрмитажный "Лютнист".
Что еще? Да, "лучшие в мире Рембрандты" (по замечанию Репина в "Далеком близком"). "Граф Оливарес" сегодня как-то по-новому меня удивил. Я вспомнил реплику папы Иннокентия X, когда он увидел свой портрет работы Веласкеса: "Troppo vero!". Эскиз к этому портрету, находящемуся сейчас в галерее Дориа Памфилиа в Риме (и который мы тоже видели в мае), раньше был тоже тут, в Эрмитаже, но в 20-е годы уплыл в Америку.
Конечно, пробежались по импрессионистам, а в первом зале Пикассо даже посидели. Я думаю, что тут одна из лучших коллекций Пикассо в мире (бывшее собрание С. Щукина; кстати, каким пророческим вкусом надо было обладать, чтобы сто лет назад собирать такие полотна, приводящие в ужас некоторых старорежимных леди и джентльменов даже теперь).
***
После Эрмитажа пошли просто гулять по городу. Нет, черт возьми, Питер рулит даже после Рима и Парижа. Могу теперь это сказать со знанием дела.
(А после Венеции? Не уверен... Но Венеция - абсолютно вне конкурса, "зрелище, единственное в мире". Между прочим, Петр, когда строил новую столицу, оглядывался на Амстердам. Об этом писал и Гете. Но поскольку город во многом строился итальянскими архитекторами, в нем действительно больше итальянского, венецианского в частности, ввиду каналов и близости моря, чем голландского.)
Вспомнил, как Стравинский выкрутился в ответе на идиотский вопрос нашего журналиста (когда приезжал сюда): "Вы всё с восторгом говорите о Ленинграде (Петербурге), а что скажете о красавице Москве?". Мэтр отвечал: "О красавицах не говорят, их просто любят".
Прогуляли аж до 9 вечера, выполнив свою обычную туристическую норму в 10 часов (с перерывом на обед), но о прогулке, возможно, что-то будет позже, шпэтер.
Ограничусь только снимком "лучшей в мире из оград":

SAM_4107.JPG
Tags: g+, Веласкес, Венеция, Гете, Италия, Париж, Петербург, Пикассо, Рафаэль, Рембрандт, Репин, Рим, Стравинский, Флоренция, Франция, Эрмитаж, живопись, мемории, путешествия, форум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments