Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Mood:

Прерафаэлиты (но не только)

Были на выставке прерафаэлитов в ГМИИ.
Большая превосходная выставка. Прерафаэлиты - моя слабость, особенно Бёрн-Джонс. Он представлен несколькими картинами, а также витражами и гобеленами, выполненными по его дизайну.
Конечно, лучшая его работа на выставке - большое полотно "Любовь, помогающая пилигриму". Можно заметить, познавая творчество этого художника, что он всегда писал одно и то же лицо, и у мужчин, и у женщин. Это однообразие лиц можно было бы счесть за признак недостаточного уровня таланта, если бы в его лучших работах не было некой таинственной атмосферы, что делает их прелестными, загадочными. Впрочем, не всегда. Висящая рядом с "Пилигримом" картина "Vesperino quies" (Тихий вечер, 1893), представляющая собой поясной женский портрет и явно ориентированная на "Джоконду", производит, по сравнению с итальянцами Эпохи Возрождения, впечатление чудовищной безвкусицы, беспомощного гламура.
Мне было отрадно увидеть многие картины, с молодости известные мне по репродукциям: Миллэз, Хант, Росетти (последнего, кстати, я не люблю, хоть он и глава направления). Ведь у нас в России картин прерафаэлитов нет. Была в 2008 г. в Третьяковке небольшая выставка, о которой я тут писал. Кроме Бёрн-Джонса отмечу "Офелию" и "Марианну" Миллэза, а также большое его полотно "Долина вечернего покоя". Одна из картин Ханта (большой семейный портрет), как нам показалось, повлияла на З. Серебрякову (в изображениях детей). Но возможно и простое совпадение, случайная близость, как, например, сходство между Гогеном и Борисовым-Мусатовым, на которое еще давно мне указал мой друг художник. Кстати, у Борисова-Мусатова тоже везде одно и то же женское лицо и, как и у Бёрн-Джонса, таинственная атмосфера.
***
Рядом с прерафаэлитами небольшая, но очень хорошая, выставка Тициана (из музеев Италии). Сравнение весьма поучительно и явно не в пользу прерафаэлитов. Там, где была живая жизнь, возникает нечто искусственное, хотя и выполненное с большим мастерством. Даже что-то упадочное, декадентское. Не столько прекрасное, сколько красивое; и не столько красивое, сколько гламурное. Если же еще вспомнить поразительное многообразие лиц на картинах старых мастеров (да и не только старых; великих мастеров XIX века, включая и русских художников), то сравнение становится убийственным. Прерафаэлиты оказываются явлением искусства глубоко провинциального (особенно, если вспомнить о становлении импрессионизма во Франции). Но Бёрн-Джонса все равно не отдам.
***
Конечно, мы посмотрели на нашу копию микеланджеловского "Давида" и старались понять, в чем существенное отличие копии от оригинала. Так толком и не поняли. Надо бы их столкнуть, что невозможно. У меня есть гипотеза, что самое главное отличие во взгляде, в мистике взгляда. У копии нет такого напряжения в глазах, хотя копия, насколько я могу судить, очень неплохая. Забыл я во Флоренции сравнить впечатления от оригинала и копии на Площади Синьории.



Но все это может быть результатом самовнушения. Вас подводят к статуе (или картине) и говорят: "Вот подлинник, а то - копия". И вы начинаете отыскивать достоинства оригинала и недостатки копии, хотя, может быть, вас обманули, и только тонкий и глубокий знаток в состоянии разоблачить обман. Правда, и знатоки превосходно обманываются, как это следует из "Белой голубки Кордовы" (основанной, как утверждают, на реальной истории). Но вероятность обмануться для знатока все же меньше, чем для профана. Так или иначе, все тут основано на вероятности. Даже не на вероятности, а на нечеткости информации (нечеткость, впрочем, допускает вероятностное истолкование).
***
Как приятно иной раз после музея вернуться не в отель, а в собственную квартиру. Тем более, когда есть обед и бутылочка итальянского красного сухого к нему.

ЗЫ. А ведь Тициан, несмотря на всю свою гениальность, значительно уступает Рафаэлю. В лучших картинах второго какое-то жуткое, не доступное простому смертному, мастерство.
ЗЗЫ. А с "Давидом"-то дело, скорее всего, обстоит проще: качество материала - вот в чем фишка. Оно и обуславливает остальное в нашем впечатлении.
ЗЗЗЫ. Фото сделано с подлинника. 9 мая с.г. во флорентийской Галерее Академии.
Tags: Борисов-Мусатов, Бёрн-Джонс, ГМИИ, Дина Рубина, Италия, Леонардо, Микеланджело, Москва, Рафаэль, Тициан, Флоренция, живопись, математика, путешествия
Subscribe

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…

  • Моцарт - "Cosi fan tutte" (Ч. Маккеррас, Эдинбург, 1993)

    Уважаемые коллеги! Буду очень признателен тому, кто выложит запись оперы Моцарта "Cosi fan tutte" под управлением сэра Чарльза Маккерраса. Запись с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…

  • Моцарт - "Cosi fan tutte" (Ч. Маккеррас, Эдинбург, 1993)

    Уважаемые коллеги! Буду очень признателен тому, кто выложит запись оперы Моцарта "Cosi fan tutte" под управлением сэра Чарльза Маккерраса. Запись с…