Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

"Ты железные пишешь законы..."

Вот и увидел я своими глазами стелу Хаммурапи (20 в. до н.э.)

SAM_2682.JPG

Пошли снова в Лувр (отрабатывая парижскую четырехдневную музейную карту). Начали с древнего Междуречья, которое зимой просто физически не успели посмотреть.
Потом вышли к грекам и тоже более внимательно на многое поглядели. Выражение лица Венеры Милосской неуловимо, оно меняется, если подходить к ней с разных сторон. Можно вспомнить и Бодлера: "Но неумолимая Венера смотрела куда-то вдаль своими мраморными очами".
Пошли прощаться с любимыми картинами. Несмотря на непрекращающуюся тусовку возле "Джоконды", я смог сегодня воскресить свое давнее впечатление: если глядеть слева, то она смеется, и смех этот нельзя назвать добрым; при обзоре справа явно возникает ощущение какой-то горечи в ее лице.
В зале "больших французов" одно из самых значительных полотен - "Плот "Медузы" Жерико.
В сети нашел пока только вот такое изображение (может, кому-то повезет больше).
Но меня в этот раз поразило вот что.
Старик с седыми кудрями, выбивающимися из-под красной накидки - трагический центр картины. Я попытался (не очень-то удачно снять это крупным планом):

SAM_2018.JPG
(Кстати, вот: http://zviah.files.wordpress.com/2012/06/gc3a9ricault-thc3a9odore-the-raft-of-the-medusa-1819-oil-on-canvaslouvre-paris-france-detail-e1339848713762.jpg?w=780)

Из этой бездны отчаяния вздымается почти музыкальное в своей выразительности crcsendo к фигуре мужчины, машущего платком в надежде, что далеко проходящий корабль увидит несчастных. Если сопоставить большую картину с эскизом к ней (в другом зале и даже на другом этаже)

SAM_2853.JPG
(прошу прощения за отразившееся в стекле окно),

то можно заметить, как художник усилил трагическую безысходность сюжета. На эскизе корабль, от которого можно ждать спасения, виден достаточно отчетливо; в окончательном варианте он едва различимая точка. Надвигающаяся слева волна на большой картине стала поистине чудовищной; нам становится ясно, что она несет окончательную погибель всем. А вместо старика (или мгновенно состарившегося) мы видим еще сравнительно молодого мужчину - никаких седых кудрей.

Полотно Жерико висит напротив "Хиосской резни" и "Смерти Сарданапала" Делякруа, и между этими исполненными трагического напряжения картинами чувственный покой "Алжирских женщин".

Великий музей не отпускал.
В "Смерти Марата" Давида можно обратить внимание на столкновение двух орудий: ножа и пера.

SAM_2854.JPG

Или вот "Св. Себастьян" Коро, казалось бы, совершенно необычное для этого художника произведение:

SAM_2858.JPG

***
После Лувра немного прогулялись. Вернулись к Центру Помпиду,




за которым находится площадь Стравинского с забавными фонтанами, а за ней - готическая приходская церковь St. Merry (XVI век).




SAM_2877.JPG

(на последнем фото хорошо виден фонтан, называемый "Жар-птица")

Tags: Бодлер, Леонардо, Лувр, Париж, Франция, живопись, парижские прогулки, путешествия
Subscribe

  • Карл Бём

    Ровно 50 лет назад, 8 октября 1971 г. (в пятницу, кстати, тоже), я написал в дневнике: " Вчера в консерватории хор Венской оперы и Венский…

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Моцарт - Клавирные концерты №№ 9 (Es, K. 271) и 22 (Es, K. 482) - Г. Анда

    Интересно столкнуть эти концерты, в чем-то "параллельно-изоморфные". Как ни прекрасен ранний концерт, по праву признанный прорывом в жанре клавирного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments