Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Music:

М. Юдина о Бетховене

Я не знал такого "экстремистского" пассажа:
"Можете меня презирать, ненавидеть и проклинать - но я отказываюсь от Бетховена. Ибо я еще не смею его играть - я умею смотреть на звезды и планеты, но от Солнца я слепну и в слепом состоянии играть не могу и не смею".
(В книге "Мысли о Бетховене".-М.: КЛАССИКА-XXI, 2010. - С. 6.)
Это напомнило мне афоризм Ларошфуко: "На Солнце, как и на смерть, нельзя смотреть пристально".
Но сам я, никак не зная процитированного высказывания Юдиной, всегда считал, что Солнце в музыке - Бетховен, а не Моцарт (вопреки известному высказыванию Антона Рубинштейна). Моцарт - никакое не Солнце, а элиотовская fading star.
В Бетховене мы имеем уникальный случай крайне опасного приближения великого гения к нам, простым смертным. Бетховен - открыт (в отличие от герметично закупоренного Моцарта). И эта открытость особенно поражает меня в поздних квартетах ("ранящая мистика", как заметил Пруст). Открытость, разумеется, никак не означает простоты ("доходчивости", как любил говорить светлой памяти Ю. Кремлев). Это можно уподобить хайдеггеровскому "выведению из сокрытости", а это никак не "простота". Иногда это нечто страшное (что показывает, между прочим, хайдеггеровская интерпретация мифа об Эдипе во "Введении в метафизику"), трагическое.

Но все же Мария Вениаминовна не вовсе отказалась от Бетховена. Я, к стыду своему, знаю только две ее бетховенские записи: Диабелли-вариации (которые, на мой взгляд, являются ее исполнительским шедевром, она тут напрочь затмевает Рихтера) и 4 концерт (давно не слушал эту запись, но помню, что меня озадачила каденция в первой части).
Tags: Антон Рубинштейн, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Бетховен_фортепиано, Кремлев, Ларошфуко, М. Юдина, Моцарт, Пруст, Рихтер, Тагор, Хайдеггер, Элиот, пианисты, философия, эстетика
Subscribe

  • 75 городов (Севилья: зима 2011, часть 2)

    Второй севильский день. 2) 29 января 2011 г. Конная статуя короля Фернандо (Фердинанда) III Святого, освободителя Севильи от арабского…

  • Сантандерский сфинкс

    Так мы назвали скалу-мыс недалеко от маяка (Faro del Cabo Mayor): Совершенно ясно видно лицо (человека, зверя, человека-зверя) и лапа, вытянутая…

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 5)

    Надо заканчивать венецианскую ретроспективу. Оставшиеся 4 дня хочу уложить в один пост. О них много и подробно написано раньше. Так что финальчик…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • 75 городов (Севилья: зима 2011, часть 2)

    Второй севильский день. 2) 29 января 2011 г. Конная статуя короля Фернандо (Фердинанда) III Святого, освободителя Севильи от арабского…

  • Сантандерский сфинкс

    Так мы назвали скалу-мыс недалеко от маяка (Faro del Cabo Mayor): Совершенно ясно видно лицо (человека, зверя, человека-зверя) и лапа, вытянутая…

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 5)

    Надо заканчивать венецианскую ретроспективу. Оставшиеся 4 дня хочу уложить в один пост. О них много и подробно написано раньше. Так что финальчик…