Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Mood:
  • Music:

Чайковский о Гайдне

В дневнике Чайковского, как известно, есть его характеристики некоторых композиторов. Там, в частности, написано:
"...Баха я охотно играю, ибо играть хорошую фугу занятно, но не признаю в нем (как это делают иные) великого гения. Гендель имеет для меня совсем четырехстепенное значение и в нем даже занятности нет. Глюк, не смотря на относительную бедность творчества, симпатичен мне. Люблю кое-что в Гайдне. Но все эти четыре туза амальгамировались в Моцарте. Кто знает Моцарта, тот знает и то, что в этих четырех было хорошего, ибо, будучи величайшим и сильнейшим из всех музыкальных Творцов, он не побрезговал и их взять под свое крылышко и спасти от забвения. Это лучи, утонувшие в солнце - Моцарте".
(Запись от 20 сент. 1886 г.; все подчеркивания авторские.)
Где-то еще (не нашел точной ссылки) Чайковский называет Гайдна "милым старичком".
Кажется, Глен Гульд говорил, что Гайдн - самый недооцененный из великих мастеров прошлого. У нас, например, недавно вышли в свет великолепные монографии о Моцарте (П. Луцкер и И. Сусидко) и Бетховене (Л. Кириллина), а по поводу Гайдна приходится пробавляться чуть ли не Ю. Кремлевым (хотя книга очень даже неплохая, что признаю при всей моей неприязни к автору, этому моцарто- и шостаковиче-фобу).
Еще давно моя учительница музыки говорила с оттенком легкого пренебрежения, что сочинения Гайдна представляют уже лишь исторический интерес, за исключением двух последних ораторий.

Заканчиваю слушание всех симфоний Гайдна (остались некоторые из 30-х номеров). Один мой друг недавно сделал мне царский подарок - полное собрание квартетов в исполнении Aeolian Quartet. Слушал вчера первый (До мажор) из опуса 9 (сочинено до 1769 г., согласно Ю. Кремлеву) и поражался. Уже в этом раннем квартете такое богатство! Сложная первая часть с насыщенной разработкой, медленная часть удивительной глубины и красоты. Тема финала потом встречается у Моцарта в разработке финала "Линцской симфонии". Безбрежное море гениальной музыки. И радость от того, что в это море можно все время окунаться.
Tags: Бах, Бетховен, Гайдн, Гайдн_квартеты, Гайдн_симфонии, Гульд, Кремлев, Моцарт, Моцарт_симфонии, Чайковский, пианисты, уроки музыки
Subscribe

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 3)

    Продолжаем счет дней жизни в Венеции. 16) 15 августа 2014 г. Великий праздник Италии - Ferragosto (Успение Девы Марии).Третий раз мы в этот день…

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • 75 городов (Венеция, август 2014, часть 3)

    Продолжаем счет дней жизни в Венеции. 16) 15 августа 2014 г. Великий праздник Италии - Ferragosto (Успение Девы Марии).Третий раз мы в этот день…

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…