Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Моцарт и Веберн

Берг (как мы знаем со слов Ф. Гершковича) сравнивал Моцарта и Веберна, полагая что ни тот, ни другой не могут быть популярны в силу высокой (и потому большинству не доступной) красоты их музыки.
Вот я взял да прослушал подряд моцартовское Adagio B-dur для 2-х кларнетов и 3-х бассетгорнов (К. 411) и Концерт для скрипки, альта, духовых и фортепиано соч. 24 Веберна.
Моцартовское Адажио - часть серенады, по сути дела. Чичерин находил в ней что-то "черное, как на краю бездны; спокойная радость и сливающийся с ней ужас". Честно говоря, ужаса я не слышу, но высокая, "вечерняя", красота тут несомненна.
Концерт Веберна, если не ошибаюсь, слушаю впервые. И готов его даже полюбить. Разобрал в нем контуры классического или барочного (скорее, именно барочного) концерта: быстро - медленно - быстро. Сильное впечатление производит нарастание драматизма к концу первой части, обрывающейся на пике напряжения. Вторая часть - замечательной красоты, словно бы ноктюрн. В третьей - снова движение, даже чувствуется намек на агрессию.

ЗЫ. Разработка моцартовского Адажио что-то мне сильно напомнила. Никак не мог понять, что. И вот вспомнил: эту музыку "использовал" Нино Рота в фильме Феллини "Рим" в гротескно-трагически-фантасмагорическом эпизоде демонстрации церковных мод. Но "использовал" весьма изысканно (и, возможно, бессознательно).
Tags: Берг, Веберн, Гершкович, Моцарт, Моцарт_камерная музыка, Н. Рота, Феллини, Чичерин, Шенберг, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments