Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

"В чем секрет Моцарта?"

"Что такое с Моцартом? У кого же он действительно получается? В чем секрет Моцарта?", - вопрошал С. Рихтер и сам себе отвечал: "Никакого ответа".
Ева и Пауль Бадура-Скода:
"Нам не понятно, почему не только среди дилетантов, но и среди профессионалов встречаются люди, не знающие, как подойти к музыке Моцарта. Пусть профану она кажется простой и несложной, но каждому музыканту известно, что в глубине своей она многогранна, что воссоздать гармонию между ее содержанием и формой трудно. Исполнение этой музыки - поистине пробный камень хорошего вкуса".
В. Афанасьев:
"Я сказал однажды в диккенсовой манере, когда меня попросили описать Моцарта несколькими словами: "Лучший и худший из великих композиторов".

По-моему, Моцарт был самым гениальным обманщиком в истории музыки.

Смотрите, вы поэт уклонный, лицемерный,
Вы нас морочите...

В некоторых своих сочинениях он, я думаю, сознательно вводил слушателя в заблуждение (самый яркий пример - Cosi fan tutte).
И даже не то, чтобы он был обманщик; он был, скорее, мистификатор, эзотерик. Он подвергает слушателя некоему испытанию наподобие тех испытаний, через которые проводил влюбленных "веселый франкмасонский поп Зарастро" (как выразился Энгельс). Или старый брюзга дон Альфонсо.
Он, Моцарт, следовал девизу томас-манновского Гете в "Лотте": "Глубокомыслие должно улыбаться, чуть вкрапленное, доступное лишь посвященному... Таково непременное требование эзотерики искусства. Пестрые картины народу, тайна - для сопричастного".
Сознательно он при этом действовал или по инстинкту великого художника, не так уж важно.
Вагнер сознавал, что он обманывает публику: "Публика хочет быть обманутой? Так будем же ее обманывать!". Но вагнеровский обман невинен в сравнении с моцартовским.
Иногда Моцарт говорит в открытую. И тогда возникает, например, одно из самых зловещих его сочинений - четырехручная соната Фа мажор, К. 497.
Tags: 18 век, blogspot, Бадура-Скода, Вагнер, Гете, Глюк, Керубини, М. Гайдн, Моцарт, Моцарт_"Cosi fan tutte", Моцарт_"Волшебная флейта", Моцарт_фортепианная музыка, Пушкин, Рихтер, Т. Манн, Энгельс, моцартофобия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments