Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Моцарт - "Освобожденная Бетулия" (Betulia liberata, K. 118)

В честь Дня Рождения. Слушаю это превосходное сочинение в первый раз.
Исполнители: П. Шрайер (Озия), Х. Шварц (Юдифь), И. Котрубас (Амиталь), В. Берри (Акиор).
Зальцбургский оркестр "Моцартеум", Зальцбургский камерный хор, дир. Л. Хагер.
Один момент я не понял: арию №15 в f-moll поет контральто (т.е., Юдифь), но она обозначена как ария Карми (сопрано). В партитуре тоже.
Г. Аберт: "... мальчик становится мужчиной, и нет ничего более увлекательного и по-человечески захватывающего, чем следить за тем, как со времени создания "Освобожденной Бетулии" и "Луция Суллы" по кровеносным сосудам юноши начинает струиться уже знакомый нам жаркий пламень. Но одновременно эти юношеские сочинения показывают также и предел, ограничивающий юного гения вопреки его ранней зрелости, а отчасти и из-за нее. Он был сыном северной варварской страны, где даже и вундеркинды развивались медленнее, чем на юге. Как подросток он вообще пока что не дорос до драматических композиций. Как художник он располагал одним-единственным даром - своим музыкальным гением, но и этот гений вынужден был усваивать извне то, что у итальянцев было в крови с самой ранней юности" (том 1, часть 1, стр. 310).
Бедные тирольские варвары! А мы-то тогда кто?
Характеризуя хоры оратории, Аберт пишет:
"Так Моцарт уже в этом юношеском сочинении совершенно своеобразно соединяет церковную объективность и выражение субъективного чувства. Это первые признаки того духа, который позднее будет господствовать в Реквиеме и который резко отличается от ликующих хоров оперного типа, обычных для тогдашней оратории" (стр. 307).
По поводу "церковной объективности" переводчик К. Саква сделал следующее симптоматическое примечание:
"Не следует понимать это выражение как признание объективности церкви. Речь идет о бесстрастности, отрешенности от земного, жизненного, реального, которые воспитывала христианская религиозная аскеза" (стр. 499).
Ясно, что тут читателю навязывается мысль, которой в тексте Аберта нет и в помине. И я могу понять, что такое "церковная объективность" (т.е. объективность церковной музыки), но совсем не понимаю, что такое "объективность церкви". И даже если у этого словосочетания есть смысл, то он тут совершенно ни при чем.
Впрочем, я подозреваю, что К. Сакву вынудили сделать такое примечание редакторы. Надо же объяснить советскому читателю, что к чему (хотя обычным советским читателям перевод монографии Аберта, когда он стал выходить в конце 70-х годов, был практически недоступен).
***
Когда владыка ассирийский
Народы казнию казнил,
И Олоферн весь край азийский
Его деснице покорил,-
Высок смиреньем терпеливым
И крепок верой в бога сил,
Перед сатрапом горделивым
Израил выи не склонил;
Во все пределы Иудеи
Проникнул трепет. Иереи
Одели вретищем алтарь.
Народ завыл, объятый страхом,
Главу покрыв золой и прахом,
И внял ему всевышний царь.

Притек сатрап к ущельям горным
И зрит: их узкие врата
Замком замкнуты непокорным;
Стеной, как поясом узорным,
Препоясалась высота.

И над тесниной торжествуя,
Как муж на страже, в тишине
Стоит, белеясь, Ветилуя
В недостижимой вышине.

Сатрап смутился изумленный -
И гнев в нем душу помрачил...
И свой совет разноплеменный
Он - любопытный - вопросил:
"Кто сей народ? и что их сила,
И кто им вождь, и отчего
Сердца их дерзость воспалила,
И их надежда на кого?..."

И встал тогда сынов Аммона
Военачальник Ахиор
И рек - и Олоферн со трона
Склонил к нему и слух и взор.


Это пушкинское стихотворение 1835 года очень высоко ценил Блок.
Tags: Аберт, Блок, Моцарт, Моцарт_оратории, Пушкин
Subscribe

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…

  • Моцарт - "Cosi fan tutte" (Ч. Маккеррас, Эдинбург, 1993)

    Уважаемые коллеги! Буду очень признателен тому, кто выложит запись оперы Моцарта "Cosi fan tutte" под управлением сэра Чарльза Маккерраса. Запись с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments