Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Mood:
  • Music:

Шостакович - 15-я симфония

Вдруг подумал, что в конце первой части (ц. 47-49, имитационный раздел у дерева) автор "вспоминает" Des-dur'ную фугу из op. 87. Но может быть, что я и ошибаюсь. Несомненная автоцитата есть и в конце второй части (мотив "трех лилий" из 14-й симфонии).
Слушая вчера Девятую симфонию, я вспомнил, что еще очень давно читал о симфонических триадах у Шостаковича ( написал об этом на на "Классике") и даже думал сразу прослушать 15-ю, "гомологичную" 9-й, но было уже поздно, прослушал сегодня (и то, и другое с Р. Баршаем).
Чем дальше, тем больше музыка эта кажется мне загадочной и не поддающейся словесным истолкованиям. Но сам автор настаивал на "Черном монахе" Чехова. Я этого не могу понять, откровенно говоря. Правда, сегодня вот подумал, что катастрофическая кульминация финала может быть сопоставлена с последним появлением монаха - из бездны моря и неба.
Коду финала устойчиво ассоциирую с концом "Мастера и Маргариты" (полет на волшебных конях), а сегодня еще всплыло в памяти

Твоя мечта - исчезновенье,
Где смерть лишь жертва тишине.

(но все же это больше подходит к 14-му квартету, как и весь цикл "Полночных стихов").
Tags: Ахматова, Булгаков, ДДШ_15-я, Чехов, Шостакович, Шостакович_симфонии, Шостакович_фортепиано
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments