Слушая вчера Девятую симфонию, я вспомнил, что еще очень давно читал о симфонических триадах у Шостаковича ( написал об этом на на "Классике") и даже думал сразу прослушать 15-ю, "гомологичную" 9-й, но было уже поздно, прослушал сегодня (и то, и другое с Р. Баршаем).
Чем дальше, тем больше музыка эта кажется мне загадочной и не поддающейся словесным истолкованиям. Но сам автор настаивал на "Черном монахе" Чехова. Я этого не могу понять, откровенно говоря. Правда, сегодня вот подумал, что катастрофическая кульминация финала может быть сопоставлена с последним появлением монаха - из бездны моря и неба.
Коду финала устойчиво ассоциирую с концом "Мастера и Маргариты" (полет на волшебных конях), а сегодня еще всплыло в памяти
Твоя мечта - исчезновенье,
Где смерть лишь жертва тишине.
(но все же это больше подходит к 14-му квартету, как и весь цикл "Полночных стихов").