Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:
  • Mood:

Три кёхеля

У Моцарта есть три, идущие по обычному каталогу Кёхеля подряд, очень странных сочинения. Это К. 497, 498 и 499.
Это какой-то выплеск "авангардизма" тем более неожиданный, что ему предшествует вполне безобидное фортепианное трио Соль мажор, К. 496.
Самое замечательное в этой троице сочинение - первое, четырехручная соната Фа мажор, К. 497. В связи с ней можно вспомнить слова Т. Манна: "Леверкюновского во мне гораздо больше, чем принято думать и чем следует думать". В этой музыке есть нечто дьявольское: особенно в бешеной скачке финала, которая в конце концов врезается в пронзительно звучащий уменьшенный септаккорд; а также, по замечательному определению Аберта, "ночное путешествие в субдоминантовую область" в разработке первой части. А вторая часть, это волхвование... Первая тема очень близка к теме арии Графини из 3 действия "Фигаро" (которая, в свою очередь, звучит в двух зальцбургских мессах: К. 317 и К. 337), но сколь различны настроения! В опере нет того загадочного и не определимого словами второго плана, как в сонате. Эта соната вообще кажется мне самой значительной фортепианной сонатой Моцарта. Я окрестил ее моцартовским "Хаммерклавиром", в котором тоже есть нечто дьявольское, дикое. Г. Нейгауз, например, середину Скерцо сопоставлял с той сценой из "Фауста", где Фауст и Мефистофель скачут на конях мимо виселиц.
Про "Кегельштатт-трио" (К. 498) я писал только что и не буду ничего добавлять.
"Хоффмейстерский" же квартет (Ре мажор, К. 499) тоже совершенно удивителен. Менуэт и финал настолько "авангардны", что Мендельсон отдыхает. Может быть, даже и не один, а с Шуманом и Брамсом вместе (но не с Шубертом!). Вообще же сравнивать Мендельсона с Моцартом (что я не так редко слышал от вполне музыкально просвещенных людей; да что там - Рихтер в дневнике писал про Октет: "Как всегда у Мендельсона моцартовское совершенство!". Где мой любимый зверь? :)) все равно, что сравнивать статуэтку в доме бюргера (может быть, даже и вельможи), пусть великолепную, тончайшего вкуса и выделки, с подлинной античной статуей. Оговорюсь, что Мендельсона я при этом сильно люблю. Но просто он Мендельсон, а не Моцарт, хотя явно ориентировался на последнего (как и на Гайдна - в ораториях).
Но вот еще один странный кёхель из 490-ых - Рондо Фа мажор К. 494, которое принято играть в качестве финала в сонате Фа мажор, первые две части которой имеют К. 533. Как необычен конец
этого Рондо! Такое веселенькое начало, а кода - спуск "в холодные подземные жилища" (нечто похожее можно слышать и в финале 7-й сонаты, но не в столь резком исполнении).
Вообще из двухручных эта составная соната мне представляется самой значительной (более значительной даже, чем до минорная). "Соната-масон", как назвал ее Рихтер (и гениально ее исполнял при этом); головоломная, почти неисполнимая. Я страшно с ней мучился, когда учил ее в молодости.



Tags: Бетховен, Бетховен_фортепиано, Брамс, Гайдн, Гайдн_оратории, Гете, Мендельсон, Моцарт, Моцарт_"Свадьба Фигаро", Моцарт_мессы, Моцарт_опера, Моцарт_струнный квартет, Моцарт_фортепианная музыка, Моцарт_фортепианное трио, Нейгауз, Рихтер, Т. Манн, Шуберт, Шуман, пианисты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments