Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:

Дебюсси и Элиот

Наш диалог с Вадимом Ревичем по поводу живописи в Прадо перерос свои рамки и вырулил в итоге на "Пеллеаса" Дебюсси.
Помещаю тут текст более, чем 10-летней давности о том, как я пришел к этой опере:

Как утверждает Марсель Пруст, «каждый истекающий час нашего бытия, подобно душам усопших в античных легендах, тут же воплощается в какой-нибудь предмет, в какую-нибудь частицу материи и пребывает их пленником до тех пор, пока мы на них не набредем»* . Но то же самое относится и к произведениям искусства. Так, для меня магия «Пеллеаса» Дебюсси оказалась заключенной в начальных строках «Четырех квартетов» Элиота. Точнее же, дело обстояло так, что слышанная многократно опера Дебюсси и просто принимаемая к сведению, «интересная», но не более того, запала мне в душу и заставила по-другому прочитать стихи

Along the empty alley, into the box circle,
To look down into the drained pool.
Dry the pool, dry concrete, brown edged,
And the pool was filled with water out of sunlight,
And the lotos rose, quietly, quietly.
The surface glittered out of heart of light,
And they were behind us, reflected in the pool.
Then a cloud passed, and the pool was empty.
Go, said the bird, for the leaves were full of children.
Hidden excitedly, containing laughter.
Go, go, go, said the bird: human kind
Cannot bear very much reality.


Вдруг меня осенило: «Это же пруд в дремучем лесу, где Голо находит Мелисанду». В элиотовских стихах я услышал ее вздохи. Музыка Дебюсси зажила во мне как подлинное чудо** , и холодный интерес полностью пропал. Значит, умом я не мог понять эту музыку, «схватить» ее. С тех пор и сама музыка «Пеллеаса» стала тем таинственным предметом, через который оживают мои мимолетные и щемящие воспоминания.

* «ПротивСент-Бева», с. 31.
** «Пеллеас»– чудо в исконном смысле этого слова (а не дамский возглас «какое чудо!»): то, что не только нельзя повторить, но что не может существовать в ряду подобных произведений, есть нечто  абсолютно единственное. Дебюсси и не мог написать вторую оперу.
(Текст Пруста цитируется по изданию: М. Пруст. Против Сент-Бёва. Статьи и эссе. - М.: ЧеРо, 1989.)
Tags: Дебюсси, Пруст, Элиот, литература
Subscribe

  • Квазимузыкальные экзерсисы литературоведа

    Продолжаю читать книгу Д. Рейфилда о Чехове, и как-то становится скучно и всё больше напоминает полоскание грязного белья. Но вот по поводу рассказа…

  • Немного про музыку

    Странички дневника: 5 июня Брукнер - Симфония №8 c-moll (Е. Мравинский) Запись, любимая с детства. 6 июня Брукнер - Симфония №9 (Е. Мравинский,…

  • Канон из “Cosi fan tutte”

    Один из возможных комментариев: “Субъект... перестает быть только индивидуальным, становится уже чистым, безвольным субъектом познания, который не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments