Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:
  • Mood:

Чайковский и Рахманинов

Чайковский - Третий фортепианный концерт Es-dur, op. 75 (В. Хаас, орк. Оперы Монте-Карло, дир. Э. Инбал);
Рахманинов - Рапсодия на тему Паганини для ф-но с орк, op. 43 (В. Ашкенази, Лондонский симф. орк., дир. А. Превен).

Эти сочинения всегда рисовались мне параллельными в своем инфернальном пессимизме.
Концерт Чайковского я считаю его лучшим инструментальным концертом. Тут, с небывалой прежде силой, выражен в музыке триумф Зла, что, видимо, повлияло на Рахманинова, подхватившего эту идею уже в Первой симфонии. Затем она у него отступает на задний план (появляясь более отчетливо в опере "Скупой рыцарь" и в "Колоколах"), но в позднем периоде торжествует (соединяясь с безумной ностальгией), особенно в Рапсодии и "Симфонических танцах".
Но надо заметить, что такой жесткий, инфернально-пессимистический взгляд на мир был присущ и Шопену (2-я и 3-я сонаты, Полонез-фантазия). И это - при удивительном совершенстве искусства всех трех мастеров. Как благостно замечают музыкальные критики, "форма преодолевает содержание".
Триумф Зла - это то, что родственно мефистофельской мысли Гегеля в "Феноменологии духа": добродетель никогда не одержит верха в схватке с "общим ходом вещей" (читай - со злом), так как разбирает средства. Впрочем, пишет далее Гегель, это, скорее, и к лучшему. Позднее Энгельс в этой связи скажет, издеваясь над ханжеской поповской моралью, согласно которой человек по преимуществу добр: "Нет, вслед за Гегелем, нужно сказать, что человек по преимуществу зол". Но, как ни парадоксально, это и дает движение вперед. Возможно, это следует назвать "прогрессом".
Еще можно вспомнить об одной жестокой шутке Рахманинова. О ней рассказывает Г. Пятигорский. Рахманинов, живя в Америке, проделывал со своим гостями такой опыт: он приглашал их кататься на моторной лодке по Гудзону, сам садился за руль и, разогнав лодку, на бешеной скорости мчался к берегу, глядя при этом в упор на гостя. Возникала, как казалось, угроза катастрофы. И если гость начинал метаться, умолял повернуть, чтобы не разбиться, Рахманинов порывал с ним. Пятигорский выдержал это испытание, заканчивающееся тем, что совсем недалеко от берега водитель резко разворачивал лодку и сбавлял скорость.
Tags: Г. Пятигорский, Гегель, Рахманинов, Чайковский, Чайковский_концерт, Шопен, Энгельс, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments