Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Флоренция(воскресенье, 27 марта)

Пред нами расступались как миражи

Построенные чудом города…

Проснувшись поутру в воскресенье в римской гостинице, мы быстро спустились к табльдоту и съели весьма скудный завтрак (обычный для итальянских отелей; хорошо, что хоть кофе можно пить, сколько угодно).

Вернувшись в номер, мы обнаружили, что в нем есть балкон, откуда открывается вполне заурядный городской пейзаж, который может случиться всюду. В Москве в том числе.

SAM_2766SAM_2767

Но надо было быстро собирать шмотки и бежать на вокзал, чтобы ехать во Флоренцию.

Из Рима во Флоренцию поездом можно ехать 4 часа (это обычный поезд класса Regional), можно около 2,5 (какой-то “полускоростной”), но лучше всего “Евростаром” – 1,5 часа без остановок (расстояние около 300 км). “Евростара” Рим – Флоренция нет, нужно садиться либо на миланский, либо на венецианский экспресс.

Где-то в 11-м часу были на вокзале, постояли не очень долго в очереди в кассу и купили билеты на венецианский “Евростар”, идущий с остановками Флоренция – Болонья – Падуя – Местре; билет стоит 45 евро в один конец. В 10.45 стартовали. Я пытался читать “Удольфские тайны” и поглядывал в окно на весенний тосканский пейзаж.

В 12.20 прибыли на флорентийский вокзал Санта Мария Новелла, находящийся рядом с церковью того же названия – одной из главных целей нашего путешествия.

Флоренция… Как я мечтал сюда вернуться! Она мне несколько раз снилась. И вот я снова здесь!


Отель “Бончиани” находится совсем рядом с вокзалом (там мы жили и два года назад), и нас сразу поселили. Окно, к сожалению, выходило не на via Panzani, как в прошлый приезд, а в тесный двор, и взор упирался в какие-то уродливые трубы.  Но нам это было безразлично, так  как тут мы должны были лишь ночевать.

Программа-минимум была такой: посетить Санта Мария Новелла и Санта Кроче с их изумительными фресками, а также галерею Барджело, а в средний день (в понедельник) обязательно съездить в Сиену. Мы прекрасно понимали, что за такой короткий срок увидеть  все интересное в городе невозможно. Я думаю, что Италия недостижима по плотности эстетического пространства, ни одной стране мира и не снилось ничего подобного. Город типа Флоренции или Венеции требует как минимум недели, а лучше двух, – и при этом нужно забыть про отдых.

Первым делом пошли в S. Maria Novella, благо она в двух шагах.

SAM_2773

Оказалось, что по воскресеньям церковь открывается только после мессы в час дня. Был уже второй час, но в церковь не пускали: там заканчивались какие-то съемки (у входа стояли фургоны итальянского телевидения RAI). Наконец, что-то около половины второго или даже позже, туристов стали пускать, и мы оказались внутри святилища.

Самое сильное впечатление на меня произвели фрески Гирландайо (житие Марии), и еще рядом справа – Филипино Липпи. Удивительно и распятие Мазаччо.

Смотря на Гирландайо, я вдруг остро почувствовал парадокс великой живописи – от ее произведений нельзя отойти, но, прикованные к эмпирическому времени, мы не можем не отойти. Тогда нужно все время возвращаться, нужно тут жить и ходить сюда сотни раз, стоять, стоять, пытаясь войти в эти творения. Снимать в церкви строжайше запрещено.

Мы все искали фрески Андреа Бонаиуто, о которых подробно написано у Рескина. Оказалось, что они находятся не в самой церкви, а в так называемой Испанской Капелле, и там отдельный вход и свой билет. Она уже была закрыта, но мы побываем там во вторник.

Выйдя из церкви, мы пообедали в ресторане на площади и пошли по направлению к S. Croce. Через небольшое время вышли на площадь Синьории и решили пойти в музей Palazzo Vecchio. Очень интересный музей, и кое-что мне удалось там сфотографировать, хотя самый замечательный Зал Лилий в кадр почему-то не попал.

SAM_2789

SAM_2791

SAM_2792SAM_2793SAM_2794

SAM_2795SAM_2796

(Все это  я пытался снимать в Большом Зале, но цвет, увы, сильно искажен.)

Замечательный портрет работы Бронзино (модель – Лаура Баттифиерри):

SAM_2809

Еще один портрет работы Бронзино:

SAM_2811

Замечательные детали фресок:

SAM_2804SAM_2805

SAM_2808

Когда вышли из Palazzo Vecchio, то уже темнело. Мы поняли, что вряд ли сегодня попадем в Санта Кроче. Действительно, церковь была открыта, шла служба, но осматривать фрески (среди которых работы Джотто) было уже нельзя. Погода начала портиться, наползали тучи, пошел слабый дождик.

SAM_2820SAM_2817

И только теперь направились мы к Duomo, к невероятной Santa Maria del Fiore.

Сначала нашему взору открылась колокольня Джотто:

SAM_2827

А потом на нас надвинулась и вся громада.

SAM_2830SAM_2831

Конечно, это совершенно фантастическое сооружение. Охватить ее так, чтобы всю взять в кадр, невозможно. Затиснутая в маленькую площадь, церковь кажется чудовищно огромной, подавляет чуть ли не буквально – вот-вот обрушиться на тебя. Кафедральный собор Севильи – самый большой готический собор мира, но он находится в окружении нескольких площадей и широкого проспекта. К тому же он как бы рассосредоточен, настолько велик, что не воспринимается как нечто цельное и не кажется гигантским извне. Кроме того, взор почти целиком захвачен Хиральдой, она – явная архитектурная доминанта этого места. Здесь же, во Флоренции, Duomo мгновенно схватывается взором (но не объективом фотоаппарата) и кажется невероятно огромным. Во второй раз впечатление было даже более сильным, чем в первый. Я услышал, как две немолодые француженки, выйдя к собору, проговорили в ошеломлении: “Magnifique! Superbe!”. Да уж – и манифик, и сюперб.

На этом наш первый флорентийский день почти закончился. Мы недолго еще посидели в кафе за абсидой собора, поговорили с сидевшей рядом очень милой молодой парой из Петербурга, которые приехали на 6 дней и все их решили посвятить Флоренции. И, не торопясь, побрели в отель. Шел мелкий дождик.

SAM_2835

***********

Слушал сейчас опять Секстет Чайковского. Изумительное сочинение! “Какой Meisterwerk”, – восклицал С. Рихтер.  На мой взгляд, это выше и Брамса, и Франка, и Брукнера; и, безусловно, лучшее его камерное сочинение. И какая-то в нем отчаянность, безумная жажда жизни, обреченность вместе с этим и ностальгия.

То было раннею весной,

Среди берез то было…


Tags: Арс. Тарковский, Испания, Италия, Рим, Севилья, Танеев, Флоренция, Чайковский, Чайковский_камерная музыка, Шуман, публикации, путешествия
Subscribe

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 1)

    Отправимся в Мадрид. О первом нашем мимолетном заезде, точнее, заскоке, в Мадрид по пути из Севильи в Москву 5 февраля 2011 г. я писал здесь:…

  • 75 городов (Севилья: август 2015 и январь 2020)

    Хочется уже закончить севильскую ретроспективу. И здесь, по мимолетному визиту 11 августа 2015 г. и совсем недавней поездке в начале прошлого года,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 2)

    Второй день в Мадриде. 2) 19 июня Главное событие дня - посещение музея Прадо: Пробыли мы там часов шесть, пообедали там же. В этом отношении…

  • 75 городов (Мадрид-2011, часть 1)

    Отправимся в Мадрид. О первом нашем мимолетном заезде, точнее, заскоке, в Мадрид по пути из Севильи в Москву 5 февраля 2011 г. я писал здесь:…

  • 75 городов (Севилья: август 2015 и январь 2020)

    Хочется уже закончить севильскую ретроспективу. И здесь, по мимолетному визиту 11 августа 2015 г. и совсем недавней поездке в начале прошлого года,…