Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Меломанские неожиданности

Повинуясь овладевшей мной недавно бароккомании, совсем уже собрался слушать Бёма, или де Гриньи, или Фрескобальди, но вдруг заиграла во мне scena ultima "Дон Жуана". Эта музыка звучала столь мощно, что старые мастера отступили, и была поставлена вышеупомянутая сцена в записи О. Клемперера. У него, тяготеющего в операх Моцарта к несколько замедленным темпам, последняя сцена "Дон Жуана" звучит гомерически по-шекспировски (если можно так сказать). Действительно, "ирония мирового духа", как пишет Чичерин, ссылаясь на Ноля. В позднейшей опере подобных высот космического юмора достиг только Верди в заключительной фуге "Фальстафа". Достиг, но выше не поднялся.
После этого вздумалось у Клемперера же послушать увертюру к "Волшебной флейте". И тут, опять неожиданно для себя, я прослушал оперу целиком на одном дыхании (лондонская запись 1964 г.). В этой записи, как ни в одной другой, я могу отчетливо расслышать тембр бассетгорнов в начале 2-го акта (марш и ария Зарастро). А Готлиб Фрик - лучший Зарастро, которого я знаю. И какая в этой музыке свобода! Последняя, высшая свобода.
Tags: Бём, Верди, Клемперер, Моцарт, Моцарт_"Волшебная флейта", Моцарт_"Дон Жуан", Моцарт_опера, Фрескобальди, Чичерин, де Гриньи, дирижеры
Subscribe

  • Два вида глупости

    "Человек по природе своей склонен более к осуждению, нежели к похвале (говорит Макиавелль, сей великий знаток природы человеческой). Глупость…

  • В других сетях

    На ФБ про Париж и про Мольера.

  • "Булгахтеру телеграмма!"

    Перечитал залпом "Мастера и Маргариту", а также главу "Сталин и Булгаков" из 4-томника Б. Сарнова "Сталин и писатели". Параллельно слушаю музыку в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments