Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Category:

Музыкальная загадка

Вчера у нас были гости: наша юная племянница М., без малого 22 лет, и ее мама (сестра моей жены). В качестве небольшого развлечения я предложил им легкую музыкальную викторину, поставив диск с Adagio и фугой c-moll Моцарта (К. 546) в исполнении Итальянского квартета. Надо заметить, что как синьора, так и синьорина весьма музыкальны, часто ходят на концерты классической музыки. М. к тому же талантливая художница. Но данное сочинение Моцарта им было, как выяснилось, неизвестно.


Мама сразу, как только началось Adagio, сказала, что это 20 век (как-то в РГГУ на одной из лекций, когда я , не называя автора, поставил начало “Диссонантного квартета”, услышал от одного из слушателей, что “это, вероятно, Шнитке”. Впрочем, может быть, это была только шутка.) М. же оказалась ближе к истине, положив, что это “что-то времени Моцарта”.

Затем, когда уже тайна была раскрыта, обе очень удивились, что это – Моцарт. “Никогда бы не подумали!”  М. вообще недолюбливает Моцарта, он ей чужд. Она сказала, что фуга “ужасно дисгармонична”, что она не воспринимает такую музыку: “В другой плоскости”. Т.е., как бы вне плоскости ее музыкального восприятия.

Потом стали слушать арию Per questa bella mano (К. 612) в великолепном исполнении Т. Квастхоффа и К. Анакера (DVD-запись с берлинского юбилейного концерта 2006 г.).  Эта ария М. тоже не пришлась по вкусу, но уже по другой причине: “Эта музыка, – сказала она, – очень формализована, зажата в тесные рамки, из которых она не может вырваться, а я люблю экспрессию, свободу”. М., замечу, очень любит Римского-Корсакова (но не оперы), но еще больше Рахманинова, Скрябина.

Такое “невосприятие” Моцарта умными молодыми людьми мне очень интересно, и я не могу его объяснить (хотя какие-то догадки у меня есть). “За что вы не любите Моцарта?”.

Я могу вспомнить свое детское отторжение от некоторых сочинений Моцарта, которого, впрочем, я всегда любил, хотя в детстве и юности гораздо меньше, чем Бетховена или Шумана. Так я совершенно не понимал вторую часть g-moll’ной симфонии (К. 550): она казалась мне чрезмерно длинной, монотонной, скучной. А кода финала “Юпитера”, точнее, знаменитое “пятиголосное и пятитемное фугато” (В.В. Протопопов), просто казалась абсолютной какофонией. Но тут было неумение слушать и слышать полифонию, чему я научился уже гораздо позже.

Так за что же вы не любите Моцарта? 


PS. Параллельно может быть задан вопрос о нелюбви к Рафаэлю, в которой мне признавались некоторые мои знакомые, художники в том числе. "Красиво, конечно, совершенно, но - холодно. Как говорится, светит, да не греет".
Да, лучше созерцать "Ногу дон Кихота, которая может быть использована в качестве стола".
На тех же моих лекциях в РГГУ (для философов) в аудитории наступило заметное оживление, когда после классиков я поставил шестой опус Веберна. Словно подул свежий ветер. А уж "Книга для оркестра" Лютославского почти всегда проходила на "ура".
Tags: 20 век, Веберн, Дали, Лютославский, Моцарт, Рафаэль, живопись, личное, моцартофобия, форум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments