Алексей (abel) wrote,
Алексей
abel

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Амадей" Милоша Формана

Наконец-то я посмотрел этот фильм, о котором мне прожужжали все уши, ругая, как правило, ругательски.
И должен сказать, что фильм мне очень понравился. Конечно, ничего общего с реальными биографиями исторических фигур, которые там выведены в качестве персонажей, сюжет фильма не имеет. Ну, почти ничего. Впрочем, это можно воспринимать как бред полубезумного старика Сальери.
Но есть один интересный поворот: Командор - это призрак отца Моцарта. Se non e vero, e ben trovato. Тут же возникает странно-страшный гамлетовский подтекст. Кроме того, действительно, как замечает Чичерин, "резкий перелом к безысходной мрачности происходит где-то между "Фигаро" и "Дон Жуаном". Связь с отцом была очень сильна, и его смерть все перевернула. Характер музыки существенно меняется. По крайней мере, таких могучих жизнеутверждающих сочинений как 25-й фортепианный концерт, Пражская симфония, сама опера "Свадьба Фигаро", наконец, Моцарт уже не написал. Конечно, и "в период "Фигаро", условно говоря, возникает такое дьявольски мрачное, мефистофельское сочинение как четырехручная соната Фа мажор, К. 497, и весьма загадочный, хотя и роскошный, "Хоффмейстерский квартет" (К. 499). А уход "в холодные подземные жилища" в конце Рондо К. 494! Но в 25-м концерте и в Пражской симфонии почти нет теней, и таких сочинений потом не было. Конечно, тут нужен тщательный анализ, но таково мое ощущение.
И меня совершенно пронзила звучащая в фильме музыка, казалось бы, знакомая-перезнакомая, слушанная-переслушанная и даже - в некоторых случаях - игранная-переигранная. Это знакомый мне феномен: специально слушаешь и остаешься почти холодным, а вот случайно услышанная в фильме музыка производит потрясающее впечатление.
Оба исполнителя двух главных ролей великолепны.

У Акутагавы в "Жизни идиота" есть такой фрагмент:

"Однажды в пасмурный мрачный осенний день, сидя в углу кафе с сигарой в зубах, он слушал музыку, льющуюся из граммофона. Эта музыка как-то странно проникала ему в душу. Он подождал, пока она кончится, подошел к граммофону и взглянул на эткетку пластинки.
"Magic flute" - Mozart.
Он мгновенно понял. Моцарт, нарушивший заповедь, несомненно тоже страдал. Но вряд ли так, как он... Понурив голову, он медленно вернулся к своему столику".


Какую же заповедь нарушил Моцарт? До сих пор не могу понять.
Tags: Акутагава, Моцарт, Сальери, Форман, Чичерин, кино, литература
Subscribe

  • Берлиоз и Моцарт

    Прослушанная вчера «Фантастическая симфония» Берлиоза, абсолютно гениальная, абсолютно аклассическая, одно из величайших художественных открытий во…

  • Моцарт – «Каирский гусь» (“L’oca del Cairo”), K. 422

    Это незаконченная опера, точнее, просто несколько номеров предполагаемой оперы на либретто Дж. Вареско (либреттиста «Идоменея»), которые были…

  • Моцарт - "Cosi fan tutte" (Ч. Маккеррас, Эдинбург, 1993)

    Уважаемые коллеги! Буду очень признателен тому, кто выложит запись оперы Моцарта "Cosi fan tutte" под управлением сэра Чарльза Маккерраса. Запись с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments